Инвестиционная и инновационная деятельность в Германии
Для привлечения иностранного капитала в Россию очень важно использовать новые методы и приемы. С этой целью необходимо активнее привлекать консалтинговые агентства для выявления рейтинга инвесторов. Важно создать благоприятный инвестиционный климат, как в регионах российской федерации, так и в общегосударственном масштабе. В этой связи весьма полезен зарубежный опыт всех форм привлечения инвестиций в других государствах, в том числе опыт федеративной республики Германии.
Германия занимает третье место по доле высокотехнологичных товаров на мировом рынке и уступает только США и Японии. Лидерство па мировых рынках достигается, прежде всего, за счет таких отраслей как машиностроение, электротехника, автомобильная и химическая промышленность.
Германские концерны потратили в 2009 г. на исследования и разработки 57,4 млрд евро. Если раньше конкуренция велась за лучших сотрудников, сырье, капитал, рынки сбыта, то сейчас па первый план вышла борьба за изобретателей, новаторов, инновации.
Начальным этапом развития инноваций в Германии был период после Второй мировой войны, где основную роль в формировании национальной инновационной системы играли государственные органы, они же и определяли ведущие направления научно- исследовательской деятельности.
Германия на своем примере продемонстрировала, что для господства на мировом рынке вовсе не нужно иметь газ, нефть, лес и другие природные ресурсы. Модель развития, которая была опробована после Второй мировой войны Германией, показала, что, опираясь па новейшие технологии, разработанные так же и в других странах, через приобретение патентов и лицензий, можно обеспечить до 10-20 % ежегодного прироста промышленного производства.
В Германии финансирование субъектов инновационной деятельности началось с программ индивидуальной поддержки определенных направлений в 1950-х гг.. В это время укрепляется сотрудничество государства и частного бизнеса. Становятся разнообразнее стимулы для активного привлечения частных инвестиций в науку, такие как использование налогового кредита, налоговую скидку на прирост стоимости капитала, предприятия и т. д.
В 1970-х гг. начали проводиться программы частно- государственного партнерства в научно-исследовательской сфере. Доля бюджетной системы в расходах на НИОКР благодаря этому сократилась с 70 % в 1970-х гг. Сейчас она составляет 30%. Средства, которые выделяются на НИОКР, составляют примерно 2,4 % от ВВП. Но несмотря на это, разрыв между ФРГ и другими развитыми странами увеличивается и по данному показателю. По доле расходов на НИОКР Германия занимает седьмое место после таких стран как Швеция, Финляндия, Корея, США, Япония и Швейцария. Прогнозируется и в дальнейшем увеличение финансовых вливаний в НИОКР в сфере автомобилестроения и сопутствующих отраслях, но в то же время, в фармацевтической промышленности будет проходить обратный процесс.
В последние годы расходы немецких предприятий на НИОКР за рубежом, росли быстрее, чем па те, которые осуществлялись внутри страны. Это связано не с более плохими условиями в Германии, а именно с расширением деятельности немецких компаний и приобретением ими предприятий за границей. Привлекательность Германии как центра НИОКР нам демонстрирует и тот факт, что зарубежные филиалы американских фирм именно здесь реализуют большую часть своих НИОКР. В рейтинге предпочтений и для японских дочерних предприятий она стоит на втором месте после Великобритании. Здесь стоит вспомнить и тот факт, что около 70 % всех НИОКР в Германии финансируется частными компаниями и только 30 % — государством и местными властями.
Инновационная политика на федеральном уровне основывается на следующих принципах:
- 1. Содействие инновационной активности фирм через создание благоприятных условий для этого (налоговые льготы, обязательные для исполнения инструкции и т. д.) и прямой поддержки (финансирование исследований и инноваций).
- 2. Усиление позиций Германии и в области новых информационных и коммуникационных технологий, включая инициативы по реформированию профессионального образования и приглашению высококвалифицированных иностранных специалистов.
- 3. Увеличение сотрудничества и технологического обмена между промышленностью и исследовательскими центрами.
- 4. Оптимизация разного уровня образования (средне-
специального и высшего) в направлении большей осведомленности о новых технологиях, а так же модернизация университетской системы обучения и профессионального образования.
- 5. Стимулирование развития «технологий будущего», таких как биотехнология и мультимедиа.
- 6. Развитие рынка венчурных капиталов.
В Германии финансирование инноваций основывается на следующих подходах:
- 1. Министерство образования, науки, исследований и технологии выделяет обычно свои гранты на совместные проекты для малых, средних и крупных предприятий, и общественных исследовательских организаций. В целом министерство берет на себя около 50 % расходов на их осуществление. Средства выделяются предприятиям исходя из результатов тематических тендеров. Фундаментальные исследования проводятся по отдельной схеме Германским исследовательским обществом.
- 2. Финансирование инновационного малого и среднего бизнеса проводится без использования тендеров. Каждое предприятие бизнеса имеет возможность обратиться за помощью и добиться получения низкопроцентной ссуды в любое время, рефинаисирования долгов частным банкам или венчурного финансирования. Этим занимаются официально объединившиеся в 2000 г., два государственных банка (KJW и DtA). Ссуды и венчурный капитал распределяются среди предприятий через их местные филиалы.
- 3. Расходуют средства под конкретные проекты BMBF и BMWi, а управление ими берет на себя так называемый «Projekttrager», которая является неправительственной организацией (обычно частные или полугосударствениые институты, исследовательские организации, предприятия). Как правило, служащие министерств, не задействованы в реализации какого-либо проекта.
- 4. На местном уровне органы власти применяют различные методы инновационного финансирования, но принцип выделения денег под конкретный проект соблюдается всегда. Экономическая политика Германии направлена на улучшение
финансовых условий для инноваций в малом и среднем бизнесе. Исследования и разработки, значимые для страны в целом, имеющие целью поднять до мирового уровня отечественную науку и технику в избранных областях получают поддержку. Преимущество отдается НИОКР долгосрочного характера, требующим серьезных затрат, в финансировании которых участвует и частный капитал.
Другой, не менее важной среди приоритетных направлений научно-технической политики федерального правительства Германии является поддержка исследований, направленных на обеспечение устойчивого развития государства в условиях ограничений по энергетике, по воздействию па окружающую среду и рациональное использование на территории страны. Это — наиболее типичный для западноевропейской страны блок приоритетов.
Базовые принципы финансирования НИОКР в Германии следующие:
- • содержание программы всегда точно определено;
- • финансовая поддержка оказывается однократно;
- • результаты обязательно должны носить открытый характер. Представляет интерес политика Германии в области технологии. С 1960-х годов, она ориентировалась на опыт США и была направлена в основном на развитие крупных программ. Были созданы исследовательские центры, которые кооперировались с производством для их осуществления. Уже спустя 10 лет перед немецкими учеными была поставлена задача создания предпосылок для экспорта новейшей технологической продукции. Научно-технические проекты при общественной поддержке концентрировались па разработке ключевых технологий, таких, как микроэлектроника или комплексная транспортная система. Наряду с этим, большое значение придавалось здравоохранению, общественно-социальным сферам экологии и т. д. С начала 1980- х годов упор делается на стратегию развития промышленности среднего уровня. Научно-исследовательская и инновационная деятельность начинает играть важную роль для мелких и средних предприятий. Тогда целью являлась не разработка высокоэффективных технологий, а более широкое и эффективное применение новых или улучшенных производственных средств и технологий, материалов и программного обеспечения. Но если судить по общей картине научно- исследовательской деятельности преимущество в «старой» Германии, отдавалось крупной индустрии. Доля её финансирования составляла более 2/3 всех затрат на исследование и развитие.
До 90-х годов прошлого столетия формирующая роль в осуществлении политики инновации и технологий принадлежала Федеральному фонду, па сегодняшний момент в этой области активно действуют объединения, рабочие товарищества исследовательских организаций промышленности, полугосударственные и частные учреждения и т. д. Европейский Союз большую часть этих функций взял на себя.
Локальная политика инноваций и технологий в Германии достаточно часто дополняет другие стратегии и инструменты, такие как политику стимулирования исследовательской и инновационной деятельности, традиционные рычаги поддержки коммунальной экономики. Её целью является стимулирование инноваций, развитие субъектов хозяйствования па местах через разработки новых перспективных продуктов, услуг, организационных форм, способов производства и моделей занятости. Это становится возможным через активизацию имеющегося в регионе или в городе научно-технического потенциала совместно со созданием благоприятных условий для этого. Данная политика проводится центрами услуг и технологий, трансфертными учреждениями. Они поддерживают новые субъекты хозяйствования, новые формы финансирования и кооперации.
В Германии более 10 лет существуют инновационные, инкубационные и технологические центры, которые уже оправдали себя как инструменты инновационной экономики и технологической политики. Концепция данных центров направлена в основном на стимулирование создания инновационных предприятий. Она показала свою эффективность в рамках регионального развития экономики, усилив известные инструменты осуществляемой в стране структурной, промышленной и исследовательской политики.
В Германии в отличие от других европейских стран, существует единая сеть, включающая в себя как технологические парки и центры, так и инкубационные центры. При этом ими был использован опыт развития научных парков Великобритании, инкубаторов США, технополисов Франции и Японии. И в результате данного симбиоза возникает собственный вариант, который соответствует условиям страны. Узловыми пунктами в единой сети являются технологические и инкубационные центры. Они в основном образовались благодаря региональным инициативам и поэтому считаются ярким примером общественно-частного партнерства. Благополучно работающие центры опираются на партнерское сотрудничество с объединениями, институтами и банками, торговыми и промышленными палатами региона и реализуют свою деятельность именно в общественных интересах. Таким образом осуществляются новые формы передачи технологий от науки к промышленности. В сеть входят около 3700 инновационных предприятий, информационных организаций, технологически ориентированных форм, исследовательских институтов, агентств по передаче технологий и предприятий услуг.
Вопрос о сохранении за страной ведущего положения в мире технологий рассматривается в Германии значительно шире, чем простая поддержка перспективных исследований и разработок. Можно говорит, что исходя из тезиса, о том что наука является неотъемлемой и важнейшей составляющей немецкой культуры, что от всеобщего признания качества германской технологии зависит международный авторитет страны — как одно из следствий, её место на мировом рынке, поддержание высокого уровня отечественной науки также входит в систему государственных приоритетов Германии.
Вся инвестиционная деятельность Германии строго регламентирована в Законе об инвестиционных компаниях (KAGG). Данные компании являются управляющими инвестиционных фондов. Германские инвестиционные компании так же осуществляют кредитную деятельность, а соответственно всё кредитное законодательство регулирует и кредитную деятельность инвестиционных компаний.
Федеральное ведомство по надзору за кредитными учреждениями контролирует и инвестиционные компании. Кроме того, ответственными за хранение ценных бумаг в Германии являются банки. С одной стороны, это высокая степень защиты интересов инвесторов, а с другой — это низкая доля капиталовложений.
Сумма освоенных в 2013 г. германскими предприятиями государственных средств (выделяются по требованию и па возмездной основе) по страхованию от политических рисков своих новых зарубежных инвестиционных проектов составила 5,4 млрд евро, т. е. 15,9% всех германских прямых инвестиций за рубежом. Совокупные обязательства германского правительства достигли 31,9 млрд евро.
Реализация внешнеэкономической стратегии ФРГ в условиях высокой зависимости экономики страны от внешних рынков и жесткой конкурентной борьбы решающим образом влияет па необходимость оказания поддержки экспортерам. С этой целью эффективно действует национальная система поддержки ВЭД, в первую очередь, экспортеров и инвесторов на рынках развивающихся стран. Её основными инструментами являются:
- 1) меры финансового характера: страхование экспортных кредитов от экономических и политических рисков; страхование капиталовложений германских фирм за рубежом; освобождение экспортеров от уплаты налога на добавленную стоимость; субсидирование (прямое и скрытое) некоторых отраслей промышленности; финансовая поддержка экспортно-ориентированных НИОКР;
- 2) информационно-консультационное обеспечение ВЭД;
- 3) содействие в осуществлении выставочно-ярмарочной деятельности за рубежом и т. д.
В соответствии с немецкой практикой, можно выделить пассивные и активные методы государственного воздействия па инвестиционный процесс.
Использование набора пассивных методов связано с информированием потенциальных инвесторов об условиях производства, реализации и потребления продукции, определение степени инвестиционной привлекательности отдельных отраслей и регионов, с выявлением приоритетных направлений инвестирования, формированием благоприятного инвестиционного климата и т. д. К этой категории инструментов можно отнести и льготное ценообразование на продукцию естественных монополий и государственных предприятий (тарифы на электроэнергию, транспорт, связь, регулирование цен па топливо, теплоснабжение, воду и пр.).
Набор активных методов включает непосредственное стимулирование инвестиций путем предоставления предприятиям выгодных условий для их деятельности (включающих, в частности, налоговые льготы, налоговые каникулы, льготную систему амортизационных отчислений, получение кредитов па особо выгодных условиях и т. д.).
Развитие международного инвестиционного сотрудничества относится в ФРГ к числу важных национальных экономических задач. В условиях международной конкуренции Германия как место для вложения капитала имеет целый ряд плюсов: высокую производительность, хороший профессиональный уровень рабочей силы, высокую степень мотивации к труду среди работающих, высокий технологический уровень, творчески мыслящих ученых, прекрасно функционирующую инфраструктуру, социальный мир, надежную валюту и стабильную политическую обстановку.
Благодаря контрактам и грантам, большое количество федеральных научных исследований и опытно-конструкторских разработок проводятся в ФРГ именно негосударственными организациями. Под государственным надзором по контрактам промышленные фирмы осуществляют значительный объем работы (часть которой приходится на прикладные исследования). Университеты доминируют в области фундаментальных исследований, которые обычно финансируются федеральным правительством через выделение грантов. Федеральное правительство ставит научно-исследовательские и опытно- конструкторские задачи перед лучшими научно-исследовательскими организациями и талантливыми учеными. Это делает данную систему более гибкой в сравнении со другими национальными аналогичными системами, где в основном охватываются государственные лаборатории и институты.
Всем известно, что немецкие университеты — своеобразные интеллектуальные центры, где и фундаментальные и прикладные исследования тесно связаны с подготовкой специалистов. Объемы государственной поддержки, проводимой в стране научно-исследовательской работы (вне зависимости от того, является ли учреждение частным или государственным), значительно выше, чем в других странах, а уровень целесообразного использования результатов интеллектуальной деятельности сотрудников является самой высокой в мире.
В Германии интеллектуальная собственность является основным достоянием университетов, и коммерческая реализация ее служит стимулом и дополнительным источником доходов. Для осуществления вопросов интеллектуальной собственности на практике в стране созданы офисы по лицензированию и трансферту технологий.
Законодательством ФРГ определено, что федеральные ведомства, чей бюджет на пауку превышает 100 млн евро, должны отчислять определенный процент на поддержку малых инновационных предприятий. Размер таких отчислений постоянно растет. Основная тяжесть поддержки инновационных компаний на начальном этапе во всем мире ложится на государственные структуры. Так в Европейском союзе только в 2010 году было на это израсходовали 10,5 млрд евро, где только в ФРГ — 6,2 млрд евро.
В Германии, корпорации тратят на науку в 2,5 раза больше средств, чем федеральные власти и три четверти патентов обеспечиваются научными результатами, получаемыми благодаря государственному финансированию. Для убедительности относительно «рыночного» характера научной деятельности, можно отметить, что расходы на науку здесь составляют 2,8 % ВВП.
Инновационные меры государства в Германии преимущественно ориентированы па малые и средние предприятия. Однако вместе с организационной и технологической подвижностью таких предприятий, позволяющей более оперативно реагировать на изменения рыночной обстановки, усиленное внимание к ним со стороны правительства можно объяснить соображениями социальной политики. Ведь именно в сфере малых и средних предприятий занято 24 млн человек, а это составляет почти 60 % всех работающих и большинство их непосредственно связано с высокими технологиями. Если крупные фирмы концентрируют свои усилия в традиционных отраслях — машиностроении, автомобилестроении, химической промышленности, то малый и средний бизнес свои усилия направляют па «технологии будущего» (cutting-edge technologies). В землях бывшей ГДР малый и средний бизнес играет ведущую роль в инновационном процессе.
Германия вместе с США и Японией входит в тройку лидеров по получению патентов на душу населения. Наблюдавшийся в начале 90-х годов, спад патентной активности, в настоящее время практически преодолен. Патентная специализация Германии проявляется, в большой пропорции патентов по защите окружающей среды (утилизация полимеров, биологическая очистка воды и т. д.) и относительно малой — в информационных и телекоммуникационных технологиях, и это отличает ее от США и Японии.
Но основной проблемой Германской инновационной политики на любом уровне является создание особой инновационной культуры населения. Поэтому вопрос о сохранении за страной ведущего положения в мире технологий рассматривается в Германии значительно шире, нежели простая поддержка перспективных исследований и разработок. Наука является неотъемлемой и главной составляющей немецкой культуры, и от всеобщего признания качества германской технологии зависит международный авторитет страны, поэтому, как одно из следствий
— её место на мировом рынке. Поэтому поддержание высокого уровня отечественной пауки входит в систему государственных приоритетов Германии.
Большинство немецких экспертов убеждены, что, не смотря на рост международной конкуренции в сфере науки и экономики, Германия всегда должна оставаться открытой для мировой науки и, одновременно, привлекательной для лучших ученых мира. Из-за этого одной из важной составной частью государственной научно-технической политики является содействие интернационализации научно- исследовательского потенциала страны путем достижения такого уровня научно-исследовательской работы в высшей школе и внеуни- верситетских научных учреждениях, который позволил бы привлечь больше иностранных студентов и ученых со степенями.
Германия является одним из мировых лидеров по инвестиционной привлекательности. Благодаря стабильному финансовому положению страны и законодательству, четко регулирующему порядок и условия вложения средств в экономику, инвестиционная деятельность становится прозрачной и легко прогнозируемой. Это становится особенно актуально при выборе мест для капиталовложения в период мирового экономического кризиса. Стоит отметить и тот факт, что иностранные инвестиции в Германии в значительной степени поддерживаются немецким правительством, как на уровне законодательной базы, так и при помощи государственных субсидий, которые составляют несколько миллиардов евро в год.
Немецкая экономика увеличивает инвестиции в инновации
Отчисления экономики на научные исследования в 2017 годы выросли в годовом исчислении на 9,3 процента. С учетом ассигнований государства расходы на инновации в ФРГ превысили 3 процента ВВП.
Немецкая экономика инвестирует все больше средств в инновационные продукты и услуги. В 2017 году отчисления на научные исследования и разработки выросли в годовом исчислении на 9,3 процента и составили 68,6 млрд евро, сообщило Объединение немецких фондов в поддержку экономики в понедельник, 12 ноября.
Моногорода в Германии либо успешны, либо перестают ими быть
Искусственный интеллект у европейцев должен быть совместным
Чтобы не отстать от США и КНР в области искусственного интеллекта, надо последовать примеру физиков, создавших CERN, и учредить в Европе научное объединение CLAIRE, призывают ученые из 20 стран. (20.06.2018)
Комментарий: Отечественные инновации и российский беспредел
Российские разработки на Всемирном мобильном конгрессе на фоне судеб Ильдара Дадина и Зои Световой и разрушенного мемориала Борису Немцову: Александр Плющев о том, как происходящее на родине воспринимается из-за границы. (01.03.2017)
Увеличилось и число сотрудников, работающих в сфере исследований, — почти на 20 тысяч до 432 тысяч человек. В целом, с учетом государственных ассигнований, расходы на научные исследования Германии в минувшем году составили 3,02 процента ВВП.
Объединение немецких фондов в поддержку науки учреждено рядом предприятий, фондов и объединений экономики. Оно подготовило доклад об инвестициях в инновации по поручению министерства образования и научных исследований ФРГ. На текущей неделе правительство Германии намерено установить рамки финансирования исследований в сфере искусственного интеллекта.
Каких профессионалов заменят роботы?
Сегодня в качестве офисных работников трудятся более двух с половиной миллионов немцев. Вероятно, что в ближайшие двадцать лет как минимум 70 процентов секретарей и делопроизводителей заменят машины.
Каких профессионалов заменят роботы?
Повара-роботы вряд ли получат мишленовскую звезду, но на кухне уж точно справятся с любой монотонной работой.
Каких профессионалов заменят роботы?
Во многих немецких супермаркетах стойки самообслуживания постепенно заменяют кассиров. Посетители сами могут отсканировать штрих-коды на товарах, взвесить фрукты и овощи, а затем оплатить покупки наличными или банковской картой.
Каких профессионалов заменят роботы?
В некоторых ресторанах Китая в качестве обслуживающего персонала используют таких роботов. Они способны принимать заказы, подносить еду и выписывать счет. Машины работают около семи часов подряд без дополнительной подзарядки.
Каких профессионалов заменят роботы?
Экономисты
Выполнение сложных экономических вычислений тоже планируют доверить роботам.
Каких профессионалов заменят роботы?
Почтовые курьеры
В 2013 году концерн Deutsche Post впервые заявил о возможности доставки писем и бандеролей в труднодоступные районы при помощи мини-вертолетов под названием Paketkopter. Возможно, в ближайшем будущем они полностью заменят привычных почтовых курьеров. Сегодня в Германии в этой сфере задействовано около 700 тысяч человек.
Каких профессионалов заменят роботы?
Банковские служащие
Сегодня около полумиллиона немцев трудятся в банках. Согласно прогнозам, большинству из них придется искать новую работу: любые валютные операции роботам под силу.
Каких профессионалов заменят роботы?
Решение логистических задач на складе тоже доверят машинам.
Каких профессионалов заменят роботы?
Робототехника постепенно внедряется и в металлообрабатывающую промышленность. Умные системы избавят людей от опасной и тяжелой работы.
Каких профессионалов заменят роботы?
Бухгалтеры
Последнее место в рейтинге профессий, которые подвергнутся автоматизации, занимают бухгалтеры.
ИННОВАЦИОННАЯ ГЕРМАНИЯ
Германский опыт – опыт страны, вышедшей в лидеры из разрухи и поражения – позволяет ответить на вопрос: как лечить больную экономику и по возможности избежать болезней. Германия убедительно продемонстрировала, что для господства на мировом рынке вовсе не нужно иметь газ, нефть, лес и другие природные ресурсы.
Модель развития, опробованная после второй мировой войны Германией, показала, что, опираясь на новейшие технологии, разработанные в том числе и в других странах, приобретая патенты и лицензии, можно обеспечить 10-20% ежегодного прироста промышленного производства.
За последние годы существенные изменения претерпевают НИОКР ФРГ. На первый план выдвигаются задачи по усилению связи науки и техники, повышению степени прикладного характера фундаментальных научных знаний. Кстати, значительно увеличиваются федеральные инвестиции в высоко окупаемые прикладные исследования и разработки с упором на такие технологии, которые способны породить новые производства и перестроить прежние. Укрепляется сотрудничество государства и частного бизнеса. Разнообразнее становятся стимулы для активного привлечения частных инвестиций в науку, включая использование налогового кредита на НИОКР, налоговую скидку на прирост стоимости капитала, предприятия и т.д.
Многие федеральные научные исследования и опытно-конструкторские разработки проводятся в ФРГ негосударственными организациями благодаря контрактам и грантам. Промышленные фирмы осуществляют большой объем работы (часть которой приходится на прикладные исследования) по контрактам под государственным надзором. В области фундаментальных исследований, которые обычно финансируются федеральным правительством через выделение грантов, доминируют университеты. Широкое использование контрактов и грантов является ключевым аспектом в системе НИОКР ФРГ. Через них федеральное правительство обеспечивает работой лучшие научно-исследовательские организации и талантливых ученых, ставя перед ними научно-исследовательские и опытно-конструкторские задачи. Это делает систему более гибкой по сравнению со многими национальными аналогичными системами, которые в основном охватывают государственные лаборатории и институты.
В науку и технику вовлекаются фактически все федеральные земли – от Шлезвига до Баварии! При этом более 90% федеральных исследований курируются министерствами обороны, здравоохранения и медицинского обслуживания, энергетики, сельского хозяйства и Национальным научным фондом. Свой вклад в финансирование вносят также министерства торговли, внутренних дел, транспорта и Управление по охране окружающей среды.
В ФРГ большая часть НИОКР финансируется и осуществляется частным сектором промышленности. Но параллельно создана система трансферта результатов НИОКР, выполненных в университетах и федеральных научных центрах.
Как известно, немецкие университеты — это своеобразные интеллектуальные центры, в которых фундаментальные и прикладные исследования тесно связаны с подготовкой специалистов. Объемы государственной поддержки, проводимой здесь научно-исследовательской работы (вне зависимости от того, является ли заведение частным или государственным), значительно выше, чем в других странах, а степень «рационального использования» результатов интеллектуальной деятельности сотрудников самая высокая в мире.
Университетские научно-исследовательские проекты получают финансовую поддержку от федерального правительства в форме грантов, контрактов, соглашений.
В соответствии с законодательством ФРГ выработаны нормативные документы, регламентирующие цепочку процедур от правил подачи заявок на НИОКР, определения их стоимости (прямые и косвенные затраты) до лицензирования результатов и распределения доходов. При этом политика в этой области строится исходя из принципов и приоритетов, заложенных в уставных документах университетов.
Базисным элементом немецкой политики является право собственности последних на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в процессе выполнения работ, и это право закреплено федеральным законодательством. Уже на этапе подписания контракта с персоналом (о приеме на работу) оговаривается, что сотрудники, принимающие участие в проектах, финансируемых из федерального бюджета, должны предоставлять университету все, по их мнению, патентоспособные результаты и выполнять необходимые процедуры, связанные с патентованием и возможным лицензированием. Название изобретения также является собственностью университета. Соблюдение этих норм контролируется Попечительским советом. В свою очередь, университет берет на себя обязательства, связанные с патентованием и лицензированием (если экспертиза подтвердит целесообразность) и выплатой определенной доли лицензионных платежей (если таковые будут поступать).
Основным достоянием университетов Германии является интеллектуальная собственность, коммерческая реализация которой служит стимулом и дополнительным источником доходов. Для осуществления на практике политики в вопросах интеллектуальной собственности созданы офисы по лицензированию и трансферту технологий.
Кстати, действующие положения и правила достаточно жестко регламентируют права и обязанности сотрудников. В частности, накладываются ограничения на дополнительную работу вне стен университета для тех, кто занят на полной ставке, устанавливаются обязанности раскрывать все патентоспособные изобретения, ежегодно отчитываться об источниках и размерах полученных вознаграждений. Работа по анализу технологии идет при тесном сотрудничестве с изобретателем. В среднем по университетам ФРГ считается хорошим показателем, когда на 50% разработок оформляются заявки на патент.
Деятельность университетских инновационных офисов находится под постоянным контролем различных правительственных структур. Ежегодно Ассоциация менеджеров университетских технологий собирает и обрабатывает соответствующую информацию и публикует отчет о деятельности инновационных офисов в стране.
Следует отметить, что за последние 30 лет восторженные представления о способности немецких компаний управлять технологиями несколько поколебались. В 70-е годы технологический уровень Германии был действительно значительно выше, чем во всех других промышленно развитых странах. После, по некоторым оценкам, технологический разрыв постоянно увеличивался благодаря присущему именно американцам особому умению организовать технологическое развитие и управлять им.
Ситуация, однако, резко изменилась в пользу Германии: натиск японских и европейских конкурентов угрожает технологическому лидерству Америки, что вызывает большую ее озабоченность.
Законодательством ФРГ определено, что федеральные ведомства, чей бюджет на науку превышает 100 млн. евро, должны отчислять определенный процент на поддержку малых инновационных предприятий. Размер отчислений постоянно растет.
Сходные процессы происходят и в других странах. В Англии, например, число работающих в венчурных компаниях составляет 10% от всех занятых в частном секторе экономики. С 1984 г. объем инвестиций венчурного капитала достиг 25 млрд. фунтов стерлингов в более чем 18 тыс. компаний. Помимо прямого экономического эффекта, вызванного усиливающейся конкуренцией, инновациями и инвестициями в капитал, существует и эффект второго порядка, связанный с тем, что компании с участием венчурного капитала сами являются покупателями товаров и услуг на сумму около 110 млрд. фунтов стерлингов.
На начальном этапе основная тяжесть поддержки инновационных компаний ложится во всем мире на государственные структуры. В Европейском союзе только в 2010 году на это израсходовали 10,5 миллиарда евро, и только в ФРГ — 6,2 миллиарда.
В Германии, где корпорации тратят на науку в 2.5 раза больше средств, чем федеральные власти, три четверти патентов обеспечиваются научными результатами, получаемыми благодаря государственному финансированию. Чтобы ни у кого не осталось иллюзий относительно «рыночного» характера научной деятельности, отметим, что расходы на науку составляют здесь 2,8% ВВП.
И еще несколько цифр. В ФРГ 43% мелких компаний используют собственную базу, 40% — университетскую базу, около 17% — субподрядные отношения. Продукция программы SRIR в области интеллектуальной собственности заключается в патентах (70%) и копирайт (30%). Большинство компаний (63%), которые обращаются за поддержкой к этой программе, оценивают рынок для своей продукции в объеме до 2 млн. долл., 17% — от 2 до 10 млн. долл. и 3% — свыше 100 млн. долл.
Более 10 лет в Германии существуют инновационные, инкубационные и технологические центры, которые оправдали себя как инструменты инновационной экономики и технологической политики. Концепция таких центров направлена в первую очередь на стимулирование создания инновационных предприятий. Она показала свою эффективность прежде всего в рамках регионального развития экономики, обогатив известные инструменты осуществляемой в стране структурной, промышленной и исследовательской политики.
В отличие от других европейских стран, в Германии существует единая сеть, которая включает в себя как технологические центры и парки, так и инкубационные центры. При этом был использован опыт развития инкубаторов США, научных парков Великобритании, технополисов Франции и Японии. Но в результате возник собственный вариант, соответствующий условиям страны. Технологические и инкубационные центры представляют собой узловые пункты в единой сети. Они образовались преимущественно благодаря региональным инициативам и считаются ярким примером общественно-частного партнерства. Успешно работающие центры опираются на партнерское сотрудничество с объединениями, торговыми и промышленными палатами, институтами и банками региона и реализуют признанную деятельность в общественных интересах. Тем самым осуществляются новые формы передачи технологий от науки к промышленности. В сеть входят около 3700 инновационных предприятий, технологически ориентированных форм, исследовательских институтов, информационных организаций, агентств по передаче технологий и предприятий услуг.
Внедрение научных разработок в промышленность — сложная проблема, решению которой правительства многих стран мира уделяют исключительно большое внимание. Научные разработки — это всегда новый товар, его освоение — процесс достаточно длительный, а главное, рискованный: деньги вкладываются надолго, а стопроцентной гарантии их возврата нет.
Все индустриально развитые страны пытаются определить приоритеты своей научно-технической политики, что фактически является важнейшим компонентом стратегии развития общества.
Важным элементом государственной политики во всех развитых странах являются налоговые льготы для инновационно активных предприятий и организаций. Они носят комплексный характер и сопровождают инновационную продукцию от стадии разработки и становления серийного производства до стадии доставки потребителю, в том числе и зарубежному.
По своему объему рынок наукоемкой продукции в ближайшее время превысит на порядок все остальные рынки. Чтобы наука стала источником новых технологий, ей необходима серьезная государственная поддержка, выстраивание системы «образование — наука — производство — рынок».
Александр Стреле, специально для «ЭиМ».; 17 февраля 2012
Источники: http://bstudy.net/663655/pravo/investitsionnaya_innovatsionnaya_deyatelnost_germanii, http://www.dw.com/ru/немецкая-экономика-увеличивает-инвестиции-в-инновации/a-46257141, http://economicsandwe.com/C0C0BCFD8B5367CC/