Привлечение инвестиций в муниципалитеты: лучшие практики
Оптимальные модели разделения функций муниципалитета и региона по формированию инвестиционного климата постарались выработать 20 сентября на мастер-классе «Развитие регионов через развитие бизнеса» , прошедшего в рамках Международного инвестиционного форума «Сочи-2014» под эгидой Открытого правительства. Речь идет об инструментах, которые помогают росту предприятий малого бизнеса на местах и создают новые рабочие места, считают участники мастер-класса.
« Деловая Россия» представила собственное исследование практик улучшения инвестиционного климата (работа с инвесторами, экономическая эффективность, возможность масштабировать опыт на другие муниципалитеты) среди 125 муниципалитетов. Из них выбрано 58 лучших . Они распределены по 1 2 критериям , среди них: стратегия развития территории, методы управления доходами и расходами , взаимодействие с инвесторами по выделению земельных участков, инфраструктура (планирование и общие подходы, способы финансирования развития, муниципальное частное партнерство ), общественный контроль , поддержка инициатив , брендирование территорий , инвестиционный климат.
Например, в Хабаровске с 2006 года принята стратегия развития. Они интегрировали те идеи, которые родились в документе, освоили проектное управление, внедрили бюджетирование, ориентированное на результат, провели мониторинг и актуализацию стратегии. В итоге производство и прибыль выросли в 2 раза, на 70% повысилась производительность труда», — говорит директор Key Partner Владислав Варяник.
В бюджет Ступинского района Московской области за счет открытия крупными компаниями производств за 9 лет было привлечено более 2 млрд долларов . В Ангарске Иркутской области проходит ярмарка социальных проектов. В этом году было представлено 194 проекта, 95 из них получили поддержку — более 7,1 млрд рублей.
Роль муниципалитетов сегодня недооценена, считает губернатор Костромской области Сергей Ситников. Понятный стандарт деятельности муниципалитетов и четкие правила вхождения на рынок позволят существенно увеличить приток инвесторов. Но есть ряд проблем, которые надо решать оперативно . Например , подготовка кадров. Требуются усилия, чтобы научить глав муниципалитетов и население взаимодействовать с инвесторами.
Кадровая проблема для муниципалитетов критически важна. Есть чем заниматься: людей надо учить, нужно искать механизмы для решения кадровых проблем всех муниципалитетов», — отметил мэр Самары Дмитрий Азаров.
Повышение профессионального уровня муниципальных служащих — не единственная проблема, отмечает глава Калининградской области Николай Цуканов. Для привлечения инвесторов необходимо снижать административные барьеры, совершенствовать законодательство по предоставлению мер государственной поддержки и развивать каналы прямой связи с предпринимателями.
Глава муниципалитета — это основа создания благоприятного инвестиционного климата. Он сам должен работать с инвесторами и привлекать их», — дал рекомендацию Николай Цуканов.
В числе основных препятствий для привлечения инвестиций — недостаток средств в местных бюджетах, неразвитость отраслей, непригодное состояние инфраструктуры, плохое качество дорог, дефицит банковских структур и интернет-связи.
Муниципалитет является ключевым звеном, и нужно искать хорошие отношения с ними. Для инвесторов очень важны льготы, сейчас доходность бизнеса падает. Для энергоемких проектов — подключение к электроэнергии. Конечно, хочется взаимодействовать с регионами и муниципалитетами как в Татарстане — там все «в одном флаконе»: земля готова, все готово, ты только платишь деньги», — заявил президент корпорации «ТехноНИКОЛЬ» Сергей Колесников.
Деятельность власти по обеспечению инвестиционной привлекательности обязательно должна содержать элементы открытости, считают участники мастер-класса. Синхронизировать эту работу призван Стандарт открытости региональных органов власти, разработанный на основе федерального стандарта, утвержденного на уровне Правительства. Будет создан стандарт открытости для муниципалитетов, говорил ранее министр по вопросам Открытого правительства. Для успешного внедрения механизмов открытого госуправления на местах в прошлом году Открытое правительство начало реализовывать проект «Открытый муниципалитет ».
Привлекать инвестиции в муниципалитеты
Привлекать инвестиции в муниципалитеты
Можно констатировать, что в Пермском крае созданы институциональные основы для инвестиционной деятельности.
В частности, приняты законы о налоговых льготах для ТОСЭР, индустриальных и технопарков. Утверждён закон «Об инвестиционной политике в Пермском крае». При Министерстве экономического развития Пермского края работает Агентство инвестиционного развития. Краевые власти постепенно выстраивают работу с инвесторами по принципу единого окна.
Важно, что эти институциональные изменения запущены при тесном сотрудничестве правительства Пермского края и депутатов Законодательного собрания. Например, закон о налоговых льготах для индустриальных парков был разработан минпромторгом по рекомендации комитета по промышленности, экономической политике и налогам Законодательного собрания Пермского края. А благодаря поправке руководителя комитета Татьяны Миролюбовой в закон была добавлена норма по налоговым льготам для технопарков.
Это касается и закона «Об инвестиционной политике в Пермском крае». Депутаты Законодательного собрания предлагали разработать его ещё в 2016 году. Тогда эта инициатива энтузиазма у правительства не вызвала. Но после давления депутатов этот закон, наконец-то, внесен и принят во втором чтении. В его доработке активное участие приняли депутаты. Так, восемь поправок предложил депутат Сергей Клепцин, ещё восемь поправок внесли Олег Постников и я.
Для меня как депутата от территорий принципиально важно, что отдельная, восьмая глава закона посвящена работе правительства по привлечению инвестиций в муниципалитеты края. Лично я считаю слабым местом инвестиционной политики региона концентрацию исполнительной власти только на крупных инвесторах и территориях. При очевидных успехах в этом направлении («ЕвроХим», «Метафракс», «Новые фитинговые технологии») экономический блок правительства слабо работает с привлечением инвесторов в небольшие и средние муниципалитеты. В такие муниципалитеты, как правило, идут инвестиции небольшого объёма. Даже в ТОСЭР «Чусовой» пока пришли инвесторы с объёмом инвестиций не больше 100 млн руб. каждый.
И потому очень важно принятое на прошлой неделе правительством края постановление, согласно которому порог инвестиций для придания инвестпроектам статуса приоритетного инвестиционного проекта снижается с 350 до 100 млн руб. Предложение об этом было озвучено мной во время ежегодного доклада губернатора. И вот спустя полгода оно было реализовано.
Вместе с тем считаю порог в 100 млн руб. слишком большим для большинства муниципалитетов края. Есть пример успешных в привлечении инвестиций регионов, где этот порог значительно ниже. Так, в Ульяновской области порог составляет 10 млн руб. В Чувашии — от 30 млн руб. В Татарстане как такового порогового значения не установлено. Стоит позаимствовать позитивный опыт соседей.
Нужно также усилить работу министерства экономического развития по повышению инвестиционного потенциала территорий. Это прямая задача недавно созданного ГБУ «Агентство инвестиционного развития». Генеральный директор агентства Павел Носков уже озвучивал депутатам планы учреждения по созданию рейтинга инвестиционной привлекательности МСУ, проведению для муниципалитетов семинаров, выработке механизма стимулирования территорий к повышению инвестиционной привлекательности. Всё это правильные меры.
Агентству инвестиционного развития также стоит заняться маркетингом территорий. Исходя из опыта работы в проектном офисе моногорода Чусового, замечу, что это очень важное направление.
И оно требует кадровой и финансовой поддержки территорий со стороны краевых властей. Это касается финансирования участия муниципалитетов в выставках и форумах, сюжетов СМИ и разработки брендов территорий и их презентаций. Особую роль в этом должен играть инвестиционный портал Пермского края. Он должен стать главным окном для захода инвесторов в край и одновременно презентационной витриной для муниципалитетов и инвестиционных площадок (техно-
парков, промышленных парков, ТОСЭР).
Концепция привлечения инвестиций в муниципальные образования
Необходимость разработки оригинальной концепции привлечения инвестиционных ресурсов для муниципальных образований обоснована их особенностями в качестве объекта инвестирования. Помимо решения вопросов местного экономического развития на муниципальном образовании лежит забота о благосостоянии, здоровье, уровне образования граждан. Таким образом, администрации муниципальных образований испытывают значительное социальное давление при формировании своей инвестиционной политики.
Другой особенностью инвестиционной деятельности муниципального образования является то, что администрации вынуждены изыскивать средства и привлекать финансирование часто на заведомо убыточные проекты.
Кроме того, муниципальные образования имеют ограниченные возможности регулирования законодательных условий инвестиционной деятельности, так как большинство законодательных актов принимается на федеральном и региональном уровнях.
Очевидно, что инвестиционный климат муниципального образования складывается из пирамиды инвестиционных условий: инвестиционные климат и рейтинг России, инвестиционный климат региона или области плюс особенности инвестиционных потенциала и риска самого муниципального образования. Поэтому главной особенностью инвестиционного климата муниципального образования является его прямая зависимость от состояния и динамики развития экономики крупных субъектов Российской Федерации, в которых находится муниципальное образование. Это оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на инвестиционный климат муниципальных образований.
Существование в российской экономике, с одной стороны, регионов-доноров и, с другой стороны, дотационных регионов непосредственно влияет на инвестиционный потенциал муниципальных образований. Сильная зависимость от дотаций из центра делает муниципальную экономику уязвимой в отношении федеральных решений о распределении бюджета, колебаний национальной и региональной экономической конъюнктуры, а также сдвигов тех или иных приоритетов региональной политики.
Характерной чертой многих муниципальных образований РФ является наличие одного градообразующего предприятия или профилирующей отрасли. Этот фактор, безусловно, повышает инвестиционный риск в таких районах. С другой стороны, устойчивая диверсифицированная структура экономики позволяет разумно снижать инвестиционные риски, гибко распределять ресурсы.
Большое значение в формировании инвестиционного климата играют такие основные факторы, как географическое положение, природно-климатические особенности, ресурсная обеспеченность, демографическая структура населения. При разработке инвестиционной политики муниципальных образований эти факторы нужно учитывать, однако повлиять на их изменение практически почти невозможно, либо это потребует больших финансовых и временных затрат. Наличие и развитие таких факторов, как уровень образования населения, производительность и конкурентоспособность фирм и предприятий, уровень развития инфраструктуры, применение информационных технологий и др., позволяет муниципальным образованиям влиять на формирование своего инвестиционного климата.
Необходимо также отметить, что инвестиционный климат тесно связан с уровнем конкурентоспособности региона и конкретных предприятий.
Конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность муниципального образования складываются из конкурентоспособности страны, региона и самого образования.
Принципами формирования концепции привлечения инвестиций являются:
· единство правового пространства инвестиционной деятельности на территории муниципального образования в сочетании с активной поддержкой инвестиционных процессов;
· создание на территории муниципального образования благоприятного инвестиционного климата и развитой инвестиционной инфраструктуры;
· диверсификация инвестиционных вложений с учетом специфики развития муниципального образования;
· поддержка и стимулирование частной инициативы и процес-
сов самоорганизации участников инвестиционной деятельно-
сти (на финансовом, фондовом и других рынках); инвестици-
онная направленность бюджетной политики муниципально-
го образования с целью реализации приоритетных направле-
ний региональной социальной политики;
· смешанное (государственно-частное) финансирование быстроокупаемых и высокоэффективных инвестиционных проектов, исключительно на экспертно-комиссионной и конкурсной основе при сохранении жесткого контроля за расходованием бюджетных ассигнований муниципального образования.
Основываясь на приведенных выше особенностях муниципального образования и используя российский и зарубежный опыт привлечения инвестиций на местном уровне, предлагается алгоритм действий, направленных на разработку комплексной программы привлечения отечественных и иностранных инвестиций в муниципальные образования.
1. Определение целей и задач муниципального образования.
Это важнейший этап, на котором формируются главные направления развития муниципального образования, четко формулируются цели и конкретизируются задачи, определяются сроки и ответственные за их реализацию.
2. Определение потребности муниципального образования в
инвестициях.
Оценка емкости и потенциала рынков муниципального образования, выявление приоритетных отраслей и районов для привлечения инвестиций позволяют выработать отдельный документ, содержащий экономические расчеты потребности региона в инвестициях и определение типов требуемых инвестиций.
3. Знание и хорошая ориентация на рынке национальных и
международных инвестиционных ресурсов.
Требуется постоянный мониторинг рынков инвестиционных ресурсов для оценки возникающих тенденций и возможностей, интересующих предприятия муниципального образования. Необходимо провести достаточно большой объем аналитической работы.
4. Сегментирование потенциальных инвесторов и инвестици-
онных ресурсов.
Сегментация — это необходимый шаг в разработке программы привлечения инвестиций и PR-кампании в муниципальном образовании. Каждой целевой группе должна соответствовать своя программа и использоваться различные инструменты привлечения инвестиций.
5. Муниципальная инвестиционная политика региона. Инвес-
тиционная политика должна определить принципиальный под-
ход муниципального образования к привлечению инвестиций: со-
здание условий для инвестирования в регион или активные дей-
ствия администрации по привлечению инвестиций на конкрет-
ные инвестиционные проекты либо сочетание этих подходов.
6. Муниципальная законодательная политика в отношении инвестиций.
7. Разработка мер поддержки предприятий и организаций в привлечении инвестиций.
Муниципальные образования имеют возможность использовать административный ресурс для поддержки предприятий и организаций, заинтересованных в привлечении инвестиций. Поддержка может быть организационной, финансовой, информационной и юридической.
8. Разработка политики в отношении традиционных инвестиционных источников (бюджетные инвестиции, кредиты и займы, прямые инвестиции, лизинг).
9. Разработка нетрадиционных инвестиционных источников («пилотные» проекты, гранты и донорские программы, венчурное инвестирование).
10. Разработка PR-кампаний по привлечению инвестиций в муниципальное образование.
11. Разработка организационной схемы управления процессом привлечения инвестиций в муниципальное образование.
Важнейшим элементом концепции привлечения инвестиций в муниципальные образования служит разработка детального и однозначного механизма возможности выхода инвесторов из предприятий региона, т. е. предоставление гарантий инвесторам в том, что они безусловно сохранят свои капиталы и у них не возникнет никаких организационных или юридических трудностей в реинвестировании средств.
Другой принципиальный момент для инвестора — готовность и заинтересованность местных организаций и предприятий вкладывать свои ресурсы и нести риск вместе с инвестором. В настоящий момент в России менее 1 % проектов высокого риска профинансировано методом размещения акций, в США эта цифра составляет 98 %.
Поддержание контактов с инвесторами после осуществления инвестиций — также важная функция муниципальной инвестиционной политики. Едва ли не самым важным является то, что существующие инвесторы — это лучшие рекомендации для будущих инвесторов. Таким образом, роль инвесторов, уже укрепивших свои позиции и прочно обосновавшихся на местном рынке, чрезвычайно важна по следующим причинам: они — источник будущих инвестиций; они могут привлечь новых потенциальных инвесторов. В этой связи выполнение обязательств перед инвесторами со стороны администрации муниципального образования, в том числе по предоставлению налоговых льгот, — условие, не подлежащее обсуждению.
Источники: http://open.gov.ru/events/5510950/, http://xn--b1agjrwg.xn--p1ai/2018/03/27/privlekat-investicii-v-municipalitety/, http://megaobuchalka.ru/11/55077.html