Иностранные инвестиции в Российской Федерации и проблемы их привлечения
С официальной точки зрения следует активно привлекать иностранные инвестиции, создавая благоприятный инвестиционный климат. Вместе с тем, Россия не может стоять в стороне от активного привлечения и использования ино-странных инвестиций. Как свидетельствует практика, мировое хозяйство и отдельные национальные хозяйства не могут эффективно функционировать без притока капитала в международном масштабе и его активного использования. Любая развивающаяся страна, стремящаяся к быстрому повышению национального дохода, столкнется с неразрешенными трудностями, если попытается осуществить программу капиталовложений, ограничиваясь лишь мобилизацией национальных средств.
Инвестиции выражают все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые вкладываются в объекты предпринимательской и иных видов деятельности, в результате которых образуется прибыль и достигается иной полезный эффект. Инвестиции можно классифицировать по направленности инвестиционной деятельности и в соответствии с этим признаком различать (рис. 1):
инвестиции, направленные на внешнее развитие предприятия;
инвестиции, направленные на внутреннее развитие предприятия.
Внешнее развитие — это создание новых производств и даже новых предприятий в рамках, например, холдинга. Инвестиции в создание новых предприятий в мировой практике получили название «инвестиций на зеленой лужайке» и являются основной альтернативой инвестиций в форме слияний и поглощений. Слияния и поглощения позволяют компаниям-инициаторам достигать поставленных целей (например, выхода на новые рынки) в кратчайшие сроки, что особенно важно в условиях острой конкурентной борьбы.
К основным признакам слияний и поглощений как формы инвестирования можно отнести следующие:
по периоду инвестирования это долгосрочные инвестиции, то есть, рассчитаны на период более года;
по формам собственности инвесторов слияния и поглощения относятся к частным инвестициям, которые могут осуществляться как отечественными, так и иностранными предприятиями негосударственных форм собственности;
по объектам инвестирования слияния и поглощения относятся к реальным инвестициям, то есть это инвестиции в материальные и нематериальные активы других предприятий.
Таким образом, слияния и поглощения относятся к сделкам по переходу корпоративного контроля и являются инвестициями в реальные активы, которые могут осуществляться как российскими, так и иностранными частными инвесторами.
На сегодняшний день слияния и поглощения являются доминирующей формой прямых иностранных инвестиций в России и за рубежом.
Ведущие экономисты нашей страны, из-за шаткого экономического положения России, связывают будущее с широкомасштабным привлечением в нашу экономику иностранных инвестиций, что положительно отразится на уровне жизни населения и будет способствовать созданию развитого общества. Приток иностранных источников капитала играет большую роль в достижении таких целей, как подъем экономики и ее вывод из кризисного состояния.
Привлечение иностранных инвестиций в экономику России является одной из приоритетных задач, которые предстоит решить в ближайшие годы. Обращение к иностранному капиталу необходимо стране по нескольким причинам:
сокращение инвестиционных ресурсов страны, а также экономический и финансовый кризисы создали необходимость обращаться за иностранными инвестициями в целях поддержания сфер производства и бюджета;
иностранные инвестиции, вкладываемые в высокие технологии, существенно повышают степень конкурентоспособности отечественного производства;
предприятия, основанные на иностранных инвестициях, повышают уровень занятости населения за счет создания новых рабочих мест, что положительно сказывается на экономике страны;
предприятия с иностранными инвестициями помогают бороться с устоявшимся монополизмом российских предприятий [1].
Согласно методологии Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, выделяются три типа иностранных инвестиций — прямые, портфельные и прочие. Прямые инвестиции — это инвестиции, осуществленные юридическими и физическими лицами, полностью владеющими организацией или контролирующие не менее 10 % акций или уставного (складочного) капитала хозяйствующего субъекта. Портфельные инвестиции представляют собой покупку акций, паев, облигаций, векселей и других ценных бумаг; они составляют менее 10 % в уставном (складочном) капитале организации. Инвестиции, которые не считаются прямыми и портфельными, относятся к прочим инвестициям. Последние включают торговые кредиты, кредиты правительств иностранных государств под гарантии правительства Российской Федерации, прочие кредиты (кредиты международных финансовых организаций и т.д.), банковские вклады [2].
Для экономической политики России одной из важнейших задач является привлечение иностранного капитала. И именно прямые инвестиции в большей мере обеспечивают поступление в Россию новых технологий, оборудования и «ноу-хау», обновляются производственные технологии, возрождается и растет промышленное производство. Преимущества прямых иностранных инвестиций состоят в следующем:
Являются дополнительным источником вложения капитала в производство продукции, создания новых технологий и методов управления.
Прямые иностранные инвестиции способствуют получению средств для обслуживания внешнего долга страны.
Служат для создания дополнительных условий для вхождения экономики страны в мировое хозяйство, за счет производственного и научно-технического объединения.
Косвенными последствиями использования прямых иностранных инвестиций являются: появление производств, использующих современные технологии, подготовку и перепрофилирование российских менеджеров на использование новых методов управления; развитие регионов России, обладающих богатыми запасами ресурсов; расширение экспортного потенциала страны.
Иностранные инвестиции в Россию в I квартале 2011 г. поступили на сумму$12,031 млрд., что на 30,3% меньше их притока в аналогичном периоде прошлого года.
Прямые инвестиции за I квартал 2011 г. поступили в страну на сумму $3,182 млрд., что на 43% меньше по сравнению с I кварталом 2010 г. Объем портфельных инвестиций за квартал составил $115 млн. — на 6,5% ниже, чем годом ранее. Прочие инвестиции поступили на сумму $8,734 млрд. — на 24,4% меньше по сравнению с притоком годом ранее.
Таким образом, в общей структуре притока иностранных инвестиций в Россию в I квартале 2011 г. 72,6% составляли прочие инвестиции, 26,4% — прямые инвестиции и 1% — портфельные инвестиции.
Крупнейшими иностранными инвесторами России являются Кипр, Нидерланды и Люксембург, на долю которых приходится соответственно 18,3%, 18,1% и 13,9 % всех накопленных инвестиций в страну. В первую десятку крупнейших инвесторов входят далее Великобритания 8,8%, Германия 7,2 %, Китай 3,9 %, Ирландия 3,4 %, Франция 3,2 %, Япония 3,1%, Виргинские острова 2,9 % [3].
Отраслевое распределение иностранных инвестиций в России в настоящее время характеризуется значительной неравномерностью. Интерес для иностранных инвесторов представляет весьма ограниченное число отраслей. В 2011 году структура иностранных инвестиций по видам экономической деятельности выглядит следующим образом (рис.2):
Территориальное распределение иностранных инвестиций не отвечает в должной мере интересам российской экономики и характеризуется чрезмерно высокой концентрацией в столичных городах, в богатых сырьем регионах и крупных промышленных центрах. По объему иностранных инвестиций в 2011 г. российские регионы разместились следующим образом: Центральный федеральный округ (50,4%), Дальневосточный федеральный округ (19,1%), Сибирский федеральный округ (8,5 %), Северо-западный федеральный округ (7,6 %), Уральский федеральный округ (7,2%), Приволжский федеральный округ (4,2%), Южный федеральный округ (2,7%). Приведенные данные свидетельствует о крайней неравномерности регионального распределения зарубежного капитала и незначительным вложением иностранного капитала в большую часть регионов России [4].
Предпосылками ускорения притока иностранного капитала в Россию могут стать меры по репатриации «убежавшего» из России капитала.
Необходимо также привести российское законодательство, определяющее вывоз капитала как незаконный, в соответствии с международным правом. Как свидетельствует мировой опыт продуманная политика привлечения иностранного капитала самый прямой и достаточно эффективный путь выхода из кризиса, рычаг ускорения социально-экономического развития страны.
Эксперты отмечают, что на ситуацию с притоком иностранных инвестиций в большей степени влияет общее недоверие, царящее на рынках. На фоне падений инвестиций в основной капитал это вполне закономерный процесс. Кроме того, ухудшились возможности иностранных инвесторов вкладывать деньги в Россию, а также значительно снизилось их желание рисковать, ведь Россия по- прежнему остается высокорисковой страной.
Кроме того, привлечение иностранного капитала и создание совместных предприятий расширяют налогооблагаемую базу и могут стать важным дополнительным источником формирования доходной части государственного бюджета.
Однако анализ деятельности иностранного капитала в России, к сожалению, свидетельствует о том, что пока зарубежные капиталовложения не стали катализатором экономического роста даже в тех отраслях, регионах и областях России, где его концентрация особенно велика.
Основными проблемами привлечения иностранного капитала в Россию являются:
Проблема обеспечения возвратности и прибыльности инвестиций остается важнейшей причиной настороженности иностранных инвесторов. Не смотря на то, что рост выпуска в целом сопровождается ростом инвестиций, в том числе и иностранных, темпы этого роста существенно отстают от темпов роста ВВП. Существует значительная разница между объемами иностранных инвестиций в различных отраслях, что в первую очередь определяется платежеспособным спросом внутреннего и внешнего рынков продукции этих отраслей. Кроме того, значительный интерес иностранных инвесторов к некоторым важнейшим секторам российской экономики (например, к электроэнергетике) сдерживается существующим в них государственным регулированием цен на их продукцию.
Второй, важной проблемой является высокая стоимость заемных средств на внутреннем рынке и наличие значительных рисков (политических и экономических) и неопределенностей, удорожающих стоимость инвестиционных средств, привлекаемых из-за рубежа. Значительный прогресс последних лет в области налогового законодательства снизил остроту проблемы запутанности налогообложения. Вместе с тем, вновь введенные условия и механизмы требуют проверки их эффективности и работоспособности.
Постепенно намечающаяся тенденция подъема российской экономики и создание законодательной базы инвестиционной деятельности способствую формированию в целом позитивных ожиданий иностранных инвесторов и постепенному росту их активности на российском рынке. Дальнейшее наращивание этой активности будет зависеть от устойчивости этой тенденции и результатов проверки практикой и совершенствования созданных правовых механизмов [5].
Подытоживая все вышесказанное, можно отметить, что привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику, являющееся одним из необходимых условий выхода страны из экономического кризиса, требует значительных нормотворческих и организационных усилий как от российских федеральных и региональных властей, так и от отдельных предприятий и финансовых институтов. В целом эти усилия должны быть направлены на:
улучшение общего инвестиционного климата России, стабилизацию экономической ситуации и создание эффективного экономического законодательства;
организацию эффективного внут- рироссийского рынка капиталов, обеспечивающего полноценную связь рынка ценных бумаг с реальным сектором;
выход Российской Федерации и промышленных предприятий России на международные рынки ценных бумаг.
Однако все эти меры требуют для реализации достаточно большого количества времени, и в ближайшие 2-3 года весьма неудовлетворительная для российской экономики ситуация с привлечением иностранных инвестиций вряд ли качественно улучшится.
Инвестиции в Российской Федерации
Состояние и проблемы инвестирования в современной экономике России
Инвестиции в Россию в 2010 году оказались ниже кризисного уровня. Восстановление цен на нефть в 2010 году не вернуло в Россию иностранных инвесторов. По данным Росстата, прямые иностранные инвестиции в Россию в прошлом году составили 13,8 миллиарда долларов, что даже меньше кризисных 15,9 миллиарда 2009 года. Как отмечает издание, сводка Росстата «Об иностранных инвестициях в 2010 году» подтвердила, что прошлый год благоприятным для иностранных инвестиций считаться не может. Кудрин оценивал приток прямых иностранных инвестиций в Россию в 2010 году в 12-14 миллиардов долларов.
Прямые иностранные инвестиции являются лучшим из имеющихся показателей притока или оттока долгосрочных инвестиций в Россию. В этом смысле 2010 год был для российской экономики провальным. 2010 год должен был продемонстрировать, в какой степени посткризисная экономика России привлекательна для инвесторов в ситуации, которая, как предполагается, будет продолжаться в течение многих лет, — при относительно дорогой нефти, медленных институциональных реформах и темпах роста ВВП 3-4 процента в год.
Как отмечает «Коммерсант» с умеренным ростом цен на нефть иностранные инвесторы предпочитают кредитовать проекты в России, но принимают на себя риски собственников не более охотно, чем пять лет назад. Изменить ситуацию в 2011-2014 годах могут лишь массовая приватизация госкомпаний или же «клубные» сделки госкомпаний с иностранными «стратегами» под контролем государства. Наоборот, против даже инвестиционных успехов 2010 года играет увеличение политических рисков 2011-2012 годов, к которым очень чувствительны некрупные инвесторы.
В январе Россия вошла в число десяти самых опасных стран мира для инвестиций. Россия занимает десятую строку рейтинга, подготовленного независимой компанией Maplecroft, и входит в число стран с «чрезвычайно высокими» политическими рисками и самой нестабильной бизнес-средой. Первое место списка занимает Сомали, за ней следует Демократическая Республика Конго и Судан. Непосредственно перед Россией в рейтинге идут Пакистан и КНДР.
В рейтинге 2010 года Россия занимала 15-е место. По данным составителей, на ухудшение инвестиционной ситуации в стране повлиял рост активности северокавказских боевиков, организовавших ряд крупных терактов. Еще одним из факторов, повлиявших на положение России в списке, стал процесс по второму делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Он, как считают в Maplecroft, говорит о недостаточном уровне независимости судебной системы от государства, а также о неэффективности правовой системы.
22 февраля вице-премьер Игорь Сечин в интервью Wall Street Journal заявил, что политическая стабильность в России — «одна из самых высоких в мире». По словам Сечина, в России созданы идеальные условия для иностранных инвестиций. В качестве примера он привел деятельность фонда Hermitage Capital Management. «Эффективность просто высочайшая! Тысячи процентов на вложенный капитал!» — сказал Сечин о прибылях фонда. Конфликт главы фонда Уильяма Браудера с российскими властями не связан с экономикой, заявил Сечин. «Что, у Браудера что-то отняли? Ничего не отняли. Даже в мыслях не было», — подчеркнул вице-премьер. Отвечая на вопрос о гибели юриста Hermitage Capital Management Сергея Магнитского, Сечин сказал, что в деле должен разобраться суд.
Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна прежде всего тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок — один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом иностранные инвесторы ориентируются прежде всего на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.
Российские же потенциальные инвесторы давно уже не доверяют правительству, это недоверие обусловлено прежде всего сложившимся стереотипом отношения к власти у россиян — правительство работает только на себя. Однако государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону. Огромное значение для России имеют не только иностранные, но и внутрироссийские инвестиций, ведь множество людей во время становления рыночной экономики сколотили себе огромные состояния, которые в данный момент лежат в европейских и американских банках, иными словами используются для инвестиций в зарубежных странах. Государство всеми силами пытается вернуть эти деньги из-за рубежа в российскую экономику, что даст ощутимый толчок развитию российского производства.
Вообще же капиталовложения проводятся частными инвесторами в первую очередь ради получения прибыли и, пока мы имеем дело с неуравновешенной экономикой, неясной политической ситуацией и несовершенным законодательством, ни о какой прибыли не может быть и речи, а значит, не может быть и речи о долгосрочных стратегических инвестициях в российскую экономику, без чего, в свою очередь, невозможен подъём производства, то есть возрождение экономики России.
Министерством Экономического Развития на базе долгосрочного прогноза до 2020-2030 гг. выявлены пределы развития, опирающегося на наращивание экспорта энерго-сырьевых ресурсов, вследствие чего обоснован стратегический выбор именно инновационного, социально-ориентированного развития российской экономики. Постоянное удорожание энергоносителей ведет к увеличению издержек предприятий. Эта тенденция вряд ли изменится в ближайшие годы. И единственный адекватный ответ, который наша экономика должна дать на этот вызов, — значительное повышение эффективности, что требует инвестиций и новых технологий.
Никто не оспаривает положение о том, что значительное наращивание инвестиций в экономику РФ, повышение их эффективности, а с ними и повышение эффективности народного хозяйства будут определять важнейшие акценты стратегии инновационного развития нашей страны, но реальное положение дел в экономике пока выглядит не лучшим образом.
Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 01.12.2016 2016-12-01
Статья просмотрена: 3613 раз
Библиографическое описание:
Колбасникова А. В. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России // Молодой ученый. 2016. №26. С. 315-318. URL https://moluch.ru/archive/130/35869/ (дата обращения: 17.01.2019).
В данной статье раскрывается сущность иностранных инвестиций, рассматривается значимость и необходимость привлечения их в экономику России. Проанализирована динамика поступлений капиталовложений в экономику страны за рассматриваемый период, определены причины изменений.
Ключевые слова: иностранные инвестиции, прямые иностранные инвестиции, инвестиционный климат, привлечение инвестиций
Проблема привлечения инвестиций в экономику страны существует уже многие десятилетия, сохраняя свою актуальность и научную значимость на современном этапе в условиях глобализации. Понятие инвестиции трактуется как денежные средства, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности с целью получения прибыли и (или) достижения полезного эффекта, выступающие также в виде ценных бумаг или имущества, имущественных и иных прав, которые имеют денежную оценку. [5, с. 50]
Инвестиции способствуют экономическому росту, обеспечивают благоприятный финансовый климат страны, являются дополнительным источником капиталовложений в национальное производство товаров и услуг. Иностранные инвестиции являются отличным дополнительным источником финансов, материальных ценностей и иного имущества, способствующих расширению и обновлению основного капитала; реализации инвестиционных проектов и программ, обеспечивающих подъем экономического благосостояния, а также насыщение внутреннего рынка конкурентоспособными товарами и услугами; происходит внедрение прогрессивных технологий, современных методов управления и маркетинга, а также ноу-хау; все это сопровождается повышением квалификации сотрудников, так как инвестиции имеют направление на определенные конкретные цели и объекты. За счет этого эффективно используются новые технологии, рыночные механизмы, международные контракты и т. д.
Сегодня Российская Федерация находится в состоянии нестабильного экономического положения, тем самым связывая себя с необходимостью привлечения иностранных инвестиций, обеспечивающих создание долговременного цивилизованного общества с высоким уровнем жизни населения. Трудно поверить, что только одно инвестирование способно так поднять экономику нашей страны. Однако привлечение иностранного капиталовложение способно стимулировать развитие и рост внутреннего инвестирования. Их приток важен для выхода из современного кризисного состояния, вызванного дестабилизацией национального хозяйства на фоне политической нестабильности на Украине и Ближнем Востоке, введением санкций и резким падением цен на «черное золото».
При этом российские общественные интересы не совпадают с интересами иностранных инвесторов, следовательно, важно привлечь капиталы так, чтобы не лишить их владельцев собственных мотиваций, одновременно направляя действия последних на благо общественных целей. [2, с. 181] Для решения этой проблемы необходимо определить настоящие российские условия для привлечения иностранных инвестиций, рассмотреть экономическую и законодательную базу, которые обеспечивают и формируют инвестиционный климат в стране.
В первую очередь необходимо уделить внимание именно инвестиционному климату страны, т. к. тут можно наблюдать своеобразный парадокс: с одной стороны он является основным инструментом и фактором, влияющим на привлечение зарубежного капитала, с другой, причиной, сдерживающей инвесторов от крупных вложений.
Инвестирование — это многогранный процесс. По своей сути они являются долгосрочные вложения средств в различные отраслевые структуры хозяйства с целью получения прибыли. Но необходимо учитывать, что инвестирование должно иметь взаимовыгоду, принося прибыть и субъекту (инвестору), и объекту.
В современной мировой экономике выделяются три основные формы иностранных инвестиций:
- Прямые (реальные) инвестиции. Чаще размещаются в промышленности, торговле, сфере услуг — непосредственно в предприятии.
- Портфельные (финансовые) инвестиции (в иностранные акции, облигации и другие ценные бумаги).
- Среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и иным финансовым учреждениям.
Прямые иностранные инвестиции — это вложения капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса. [4, с. 196] По определению Международного валютного фонда, прямые иностранные инвестиции — это такая форма инвестирования, когда инвестор обладает управленческим контролем над объектом, в которой вложен капитал. Прямыми считаются инвестиции, которые охватывают более 10 % акционерного капитала и дают право контроля над предприятием. [4, с. 197]
Главной целью портфельных инвестиций является получение прибыли или в иных случаях — защита средств от негативного влияния и последствий инфляции. В данном случае инвестор вкладывает свои деньги в ценные бумаги наиболее рентабельные и надежные действующие предприятия.
В настоящее время объем таких инвестиций увеличился, что является следствием роста количества частных инвесторов. Посредниками портфельных инвестиций в большинстве своем выступают инвестиционные банки, финансируя долгосрочные вложения. На их движение оказывает влияние разница в норме процентных ставок, которые выплачиваются по различным ценным бумагам.
Однако связывать инвестиции только с получением прибыли не стоит, так как возможна вероятность присутствия и других экономических целей: освоение определенных рынков, увеличение объема капитала т. д. Следовательно, в настоящее время получение социально эффекта, решение социальных задач становятся не менее важными, чем результат, который можно оценивать в денежном эквиваленте. Значимость данных аспектов можно определить, конкретно рассмотрев некоторые способы привлечения прямого иностранного капиталовложения (Рисунок 1).
Рис. 1. Способы привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что иностранный капитал, не оказывая почти никакого значительного воздействия на развитие национального хозяйства в целом, играет сейчас роль «катализатора роста» лишь в нескольких узких секторах производства, ориентированных в первую очередь на зарубежный спрос.
Добиться существенного качественного и количественного увеличения прямых иностранных вложений средств в российскую экономику позволит создание комплексной государственной программы, способствующей привлечению иностранных инвестиций.
Учитывая опыт многих зарубежных стран, в число необходимых для России мер в этом направлении (помимо общего улучшения политической и макроэкономической ситуации) должны войти [1, с. 256]:
‒создание реально действующей системы льгот для иностранных инвесторов в отдельных отраслях и регионах (в частности, создание реально действующих свободных экономических зон);
‒четкое разграничение собственности между хозяйствующими субъектами, а также между федеральными и местными властными структурами;
‒создание стабильного экономического и внешнеторгового законодательства;
‒снижение налогового бремени и упрощение структуры налогов;
‒введение частной собственности на землю;
‒создание механизмов страхования иностранных инвестиций.
Таким образом, можно сделать вывод, что привлечение иностранных инвестиций в экономику России является важной проблемой на пути выхода страны из экономического кризиса, требующей незамедлительного решения, больших организационных и управленческих решений как от федеральных властей, так и от отдельных предприятий и финансовых институтов. В целом эти усилий должны быть направлены на:
1) улучшение состояния общего инвестиционного климата страны, стабилизацию экономической и законодательной ситуации и создание эффективного экономического законодательства;
2) организацию эффективного внутрироссийского рынка капиталов, обеспечивающего полноценную связь рынка ценных бумаг с реальным сектором.
На рисунке 2 можно увидеть, что в настоящее время происходит спад притока иностранных инвестиций в экономику России, вследствие сложной макроэкономической ситуации, снижения цен на товары сырьевой группы, и соответственно ослабление отечественной валюты.
В абсолютных цифрах иностранное инвестирование остается очень небольшим и явно не удовлетворяющим потребностей российской экономики. Вывоз капитала по-прежнему во много раз превышает его ввоз. Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям в особенности.
Рис. 2. Динамика объема притока иностранных инвестиций за 2009–2015 гг.
Для возобновления деловой активности необходимо дождаться стабилизации обстановки на Украине и Ближнем Востоке, для снятия санкций. Также необходимо заняться вопросом усовершенствования правоприменительной практики законодательной базы. Так можно повысить имидж Российской Федерации на международной арене, создав условия для эффективного инвестирования отечественных субъектов.
- Булатов А. С. Макроэкономика: М.: Юрайт. 2015. 405 с.
- Маковецкий М. Ю. Международное движение капитала в условиях финансовой глобализации / М. Ю. Маковецкий // Омский научный вестник.-2015. -№ 1 (135).-С. 179–183
- Министерство экономического развития Российской Федерации.
- Федорова В. А. Государственное управление инвестиционным процессом как путь повышения конкурентоспособности / В. А. Федоров. –Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2003.- С.191–197
- Юзвович Л. И. Экономическая природа и роль инвестиций в национальной экономической системе // Финансы и кредит. 2010. № 9. С. 48–52.
Источники: http://vuzlit.ru/1186681/inostrannye_investitsii_rossiyskoy_federatsii_problemy_privlecheniya, http://studbooks.net/2129055/ekonomika/investitsii_rossiyskoy_federatsii, http://moluch.ru/archive/130/35869/