Двусторонние договоры об иностранных инвестициях

СОДЕРЖАНИЕ
0
359 просмотров
29 января 2019

Размещено на реф.рф
РФ заключила ещё более 30 соглашений.

Заключение таких международных договоров обусловлено тем, что иностранные инвесторы, осуществляющие в РФ капиталовложения считают недостаточными те гарантии, которые предоставило им российское законодательство и настаивают на закреплении основных условий осуществления капиталовложений и связанной с этим деятельности в международных договорах.

Основными условиями таких международных соглашений являются˸

— предоставление справедливого и равноправного режима для иностранных инвестиций;

— обеспечение надлежащей защиты иностранной частной собственности;

— обеспечение беспрепятственного перевода за границу доходов и прибылей от иностранных инвестиций;

— передачу споров в Международный коммерческий арбитраж.

Существует две многосторонние конвенции СНГ и одна общая˸

ü Соглашение о сотрудничестве в сфере инвестиционной деятельности 1993 г.

ü Конвенция о защите прав инвестора 1997 г.

ü Сеульская конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, регулирующая защиту иностранных инвестиций от рисков.

Данный перечень нормативных актов является исчерпывающим, что говорит о том, что основную роль в регулировании иностранных инвестиций играет законодательство РФ, которое наиболее полно регулирует формы, порядок привлечения иностранных инвесторов, а также деятельность коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

Основными многосторонними конвенциями в этой области являются Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г. и Вашингтонская конвенция 1995 г.

Кроме двусторонних соглашений в отношениях стран СНГ действует также Соглашение о сотрудничестве в сфере инвестиционной деятельности 1993 г. и Конвенция о защите прав инвесторов 1997 г. Конвенция предусматривает предоставление инвесторам из стран СНГ национального режима «за исключением изъятий, которые могут устанавливаться законодательством страны-реципиента», Конвенция предусматривает ряд государственных гарантий.

Специальное внутреннее законодательство об иностранных инвестициях имеется в немногих государствах. Прежде всего, такие законы принимались в государствах, особо заинтересованных в притоке иностранных инвестиций, например, в государствах Азии, Африки и Латинской Америки, в социалистических странах. (в России есть)

В большинстве западных государств (США, ФРГ, Франция, Великобритания, Япония и др.) нет специальных законодательных актов об иностранных инвестициях; к ним применяется общее законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность, антитрестовское законодательство, налоговое, валютное, банковское и др.

Читайте также

По лекциям. Конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, Сеул, 1985, Россия – 1995. Цель – предоставление инвесторам гарантий от некоммерческих рисков путем страхования инвестиций. Виды покрываемых рисков (ст. 11): 1. перевод валюты 2. [читать подробнее].

Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации.

По лекциям.

Иностранные инвестиции – это материальные и нематериальные ценности, принадлежащие физическим и юридическим лицам одного государства и находящиеся на территории другого государства с целью извлечения прибыли.

Иностранные инвесторы:

· — иностранные организации, не являющиеся ЮЛ,

· — лица без гражданства, постоянно проживающие за рубежом,

Виды инвестиций:

1. — прямые – дают инвестору право на прямое, непосредственное участие в управлении,

2. — косвенные = портфельным – не дают право в управлении.

ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ»,

ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»,

ФЗ «О консульских соглашениях»,

ФЗ «О недрах» и др.

Гарантии иностранным инвесторам:

1. гарантии правовой защиты деятельности,

2. гарантии использования иностранными инвесторами различных форм осуществления инвестирования на территории РФ,

3. гарантии перехода прав и обязанностей иностранному инвестору к другому лицу,

4. гарантии компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями.

5. гарантии от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ, т.н. стабилизационная или «дедушкина оговорка» и др.

Международные соглашения в области иностранных инвестиций.

По лекциям.

Конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, Сеул, 1985, Россия – 1995.

Цель – предоставление инвесторам гарантий от некоммерческих рисков путем страхования инвестиций.

Виды покрываемых рисков (ст. 11):

1. перевод валюты

2. экспроприация или иные аналогичные меры,

3. нарушение договора

Любой отказ принимающего правительства от договора с владельцем гарантии или нарушении такогодоговора в случаях, когда

1. владелец гарантии не имеет возможности обратиться в суд,

2. такой орган не принимает решение в течение разумного периода времени,

3. такое решение не может быть осуществлено

4. война и гражданские беспорядки.

Вашингтонская конвенция «Об урегулировании инвестиционных споров м/д государствами и иностранным лицом» — 1965 г. РФ присоединилась в 1995 г.

– учредила специальный м/н центр по урегулированию инвестиционных споров. Располагается при м/н банке по реконструкции и развитию (МБРФ).

Соглашение стран СНГ:

— соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности (24.12.1993 г.),

— конвенция о защите прав инвестора (28.03.1997 г.) Россия вышла из него.

— двусторонние межправительственные соглашения о защите прав инвесторов РФ с Узбекистаном, Казахстаном, Украиной, Таджикистаном.

Богуславский стр. 268-271

1. Современное правовое регулирование в области капиталовложе­ний осуществляется путем сочетания международно-правового и внутреннего (национального) регулировния.

В современных условиях значение международных соглашений в регулировании иностранных инвестиций возросло, а в силу конститу­ционных положений нормы этих соглашений и принципы междуна­родного права пользуются приоритетом.

В условиях интернационализации хозяйственной жизни особое значение для создания благоприятного инвестиционного климата в странах переходной экономики приобрело соблюдение требований международных стандартов. Под стандартами понимаются междуна­родные правила, сформулированные в многосторонних и двусторон­них соглашениях, в соответствии с которыми государство-участник берет на себя обязательство следовать предусмотренным в междуна­родном праве принципам правового регулирования иностранных ин­вестиций.

Некоторые положения содержатся в Договоре к Энергетической хартии 1994 г., Соглашении о партнерстве и сотрудничестве 1994 г. и в ряде других соглашений.

В Договоре к Энергетической хартии 1994 г., участниками кото­рого являются государства СНГ, предусмотрено, что каждая догова­ривающаяся сторона в соответствии с положениями этого договора поощряет и создает стабильные, равноправные, благоприятные и гласные условия для инвесторов других договаривающихся сторон с целью осуществления капиталовложений на ее территории. Эти условия включают обязательство предоставлять в любое время в от­ношении капиталовложений инвесторов других договаривающихся сторон справедливый и равный режим. Таким капиталовложениям также обеспечивается максимально постоянная зашита и безопасность, и никакая договаривающаяся сторона не должна каким-либо образом препятствовать посредством неоправданных или дискрими­национных мер управлению, поддержанию, пользованию, владению и пи распоряжению ими. Ни в коем случае в отношении таких ка­питаловложений не должен предоставляться режим менее благопри­ятный, чем это требуется по международному праву, включая обя­зательства но договору. Каждая договаривающаяся сторона соблюда­ет любые обязательства, которые она приняла относительно инвестора или капиталовложения инвестора любой другой догова­ривающейся стороны (ст. 10 Договора). Сотрудничество России с ЕС направлено на создание благоприятного климата как для отече­ственных, так и иностранных инвестиций в первую очередь путем улучшения условий защиты инвестиций, перевода капиталов и об­мена информацией об инвестиционных возможностях (ст. 58 Согла­шения о партнерстве и сотрудничестве 1994 г.).

Принципы, имеющие самое непосредственное отношение к гаран­тиям в отношении инвестиций, закреплены в таких международно-правовых документах, как резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, предусматривающие право государства на национализацию и условия ее проведения (в частности, выплату компенсации собственнику на­ционализированного имущества).

К таким договорам относятся международные соглашения, подпи­санные в результате завершения в 1995 г. уругвайского раунда перего­воров, проводимых в рамках ГАТТ, приведших к созданию Всемирной торговой организации (ВТО). Это — Соглашение об инвестиционных мерах, связанных с торговлей (ТРИМС), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС). В этих соглашениях со­держатся обязательства государств — членов ВТО по регулированию инвестиций, осуществляемых в форме вложения капитала (вложений в основные фонды действующих или создаваемых предприятий), в форме оказания услуг, в форме новейших технологий и средств инди­видуализации товаров и услуг.

Для государств, заинтересованных в притоке иностранных инвес­тиций, имеет определенное значение участие в многосторонних меж­дународных соглашениях, призванных обеспечить защиту прав инвес­торов и уменьшить возможные риски в связи с капиталовложениями в Других странах.

Ряд документов был принят международными организациями, чья Деятельность связана с осуществлением инвестиций. Это Кодекс ли­берализации движения капиталов Организации по экономическому с°трудничеству и развитию (ОЭСР) 1992 г., Кодекс либерализации текущих невидимых операций ОЭСР 1992 г. и Руководство но регу­лированию прямых иностранных инвестиций Международного банка реконструкции и развития (МБРР) 1992 г.

Основными многосторонними конвенциями в этой области явля­ютсяСеульская конвенция об учреждении Многостороннего агент­ства по гарантиям инвестиций 1985 г. и Вашингтонская конвенция 1995. Г.

Кроме двусторонних соглашений в отношениях стран СНГ дейст­вует также Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г. и Конвенция о защите прав инвесторов 1997 г. Конвенция предусматривает предоставление инвесторам из стран СНГ национального режима «за исключением изъятий, которые могут устанавливаться законодательством страны-реципиента», Кон­венция предусматривает ряд государственных гарантий.

В настоящее время двусторонние международные договоры содер­жат более подробное регулирование соответствующих отношений, а главное, именно в этих соглашениях формулируются исходные прин­ципиальные положения, определяющие инвестиционный климат. По данным на 2000 г., в мире действовало более 800 двусторонних согла­шений.

Для России действуют несколько десятков двусторонних соглаше­ний о взаимном поощрении и защите инвестиций (с Австрией, Ита­лией, ФРГ, Канадой, Японией, Швецией, Египтом, Индией, Чехией и другими государствами). Россия заключила двусторонние соглаше­ния о защите инвестиций с Арменией, Казахстаном и Украиной.

2. Для России как правопреемника СССР действуют двусторон­ние соглашения о содействии и защите инвестиций, заключенные СССР.

Основные положения двусторонних договоров о взаимной защите инвестиций соответствуют международной практике заключения ин­вестиционных соглашений. При их разработке Советский Союз, а затем Россия и другие государства СНГ учитывали опыт других госу­дарств, касающийся содействия осуществлению и защите капиталов­ложений. Однако имеются и различия, отражающие как компромисс­ный характер переговоров, так и особенности подхода различных стран к инвестиционному сотрудничеству.

Наряду с определением понятия инвестиций обычно эти согла­шения включают основные обязательства, которые государства при­нимают на себя в связи с деятельностью на их территории инвес­торов другого государства. В частности, договаривающиеся стороны обязуются создавать благоприятный режим для капиталовложении инвесторов и связанной с ними деятельности, обеспечивать надлежашую защиту иностранной собственности, предоставлять инвесто­ру возможность беспрепятственного перевода своих доходов. Госу­дарства соглашаются также на рассмотрение споров по вопросам ка­питаловложений с инвестором в международном арбитраже.

В чем смысл заключения двусторонних соглашений? Во-первых, б/шгодаря такому договору каждое из заключивших его государств по­лучает возможность обеспечить реализацию прав своих граждан в другой стране.

Во-вторых, для иностранного инвестора из любой страны, несо­мненно несущего определенный риск, принципиально важно, чтобы принимающее государство предоставляло надлежащую защиту и обеспечивало безопасность его капиталовложений в этой стране. На­личие таких гарантий не только во внутреннем законодательстве, но и в международном соглашении рассматривается как стремление при­нимающего государства обеспечить максимальную сохранность ино­странной собственности и не принимать мер по ее принудительному изъятию.

В-третьих, создание договорного регулирования дает определен­ную гарантию применения предусмотренного соглашением режима для инвестиций вне зависимости от того, какие изменения, в том числе и законодательные, могут иметь место в стране — партнере по договору в будущем.

Все соглашения предусматривают правила о порядке разрешения споров между странами, заключившими такой международный дого­вор, относительно его толкования и применения. По предложению любой из сторон могут быть проведены консультации по этим вопро­сам. Споры должны по возможности разрешаться путем переговоров. Если таким образом спор не урегулирован, то по требованию одной из сторон он будет передан на рассмотрение третейского суда. Договоры с Кореей и Турцией, например, предусматривают, что спор передается в третейский суд, если он не будет разрешен путем переговоров по дипломатическим каналам в течение шести месяцев. Третейский суд создается для каждого конкретного случая. Он состоит из трех членов и формируется следующим образом. Каждая сторона назначает по одному члену третейского суда, и оба члена договариваются о канди­датуре гражданина третьего государства на пост председателя суда. t-сли в течение определенного в соглашении срока (два месяца для члена суда и три месяца для председателя третейского суда) они не оудут выбраны, то тогда они назначаются председателем Междуна­родного суда ООН (ст. 9 договора с ФРГ, ст. 10 договора с Кореей, ст- 7 договора с Турцией)

Двустороннее регулирование иностранных инвестиций

Исторически наиболее эффективным инструментом регулирования международных инвестиций являются двусторонние инвестиционные соглашения (BIT — bilateral investment treaty). Первые соглашения были заключены в середине XX в. — одним из первых был договор между ФРГ и Пакистаном о взаимной защите и поощрении иностранных инвестиций. Вынесенные в заглавие параграфа направления и сегодня остаются ведущими вопросами в межгосударственном регулировании иностранных инвестиций.

По объекту регулирования и спектру охватываемых вопросов двусторонние инвестиционные соглашения делятся на две группы:

  • 1) соглашения о взаимной защите и поощрении инвестиций;
  • 2) соглашения об избежании двойного налогообложения.

Первый тип соглашений призван разрешить общие вопросы, возникающие между сторонами в процессе международного движения капитала. По данным ЮНКТАД, количество двусторонних инвестиционных соглашений к концу 2007 г. превысило 2608.

По типовому проекту таких договоров Россией были подписаны соглашения с США, Польшей, Болгарией, Грецией, Кубой, Румынией, Данией, Словакией, Чехией, Вьетнамом, Португалией. Подготовлены также (взамен устаревших) соглашения с Бельгией, Люксембургом, Турцией, Финляндией, Италией, Норвегией, Швецией, Австралией, Кувейтом, Индией, Латвией, Эстонией, Кипром, Венгрией, Аргентиной и другими странами. Помимо этого Россия приняла на себя все права и обязанности по подобным соглашениям, подписанным еще в бытность СССР.

В соглашении устанавливаются условия допуска иностранных инвестиций в принимающую страну, основным из которых является требование осуществления инвестиций в соответствии с национальным законодательством принимающей страны. Оно гарантирует полную и безусловную правовую защиту.

Кроме прочего в данных документах определяется режим иностранных инвестиций:

  • ? режим наибольшего благоприятствования;
  • ? национальный режим;
  • ? справедливый и равноправный режим.

Режим наибольшего благоприятствования (РНБ) — режим, при котором принимающая страна относится к инвесторам одной страны не менее благоприятно, чем к инвесторам любого другого государства. РНБ гарантирует инвесторам защиту от любых форм дискриминации со стороны принимающей страны и таким образом является решающим при создании равных конкурентных возможностей между инвесторами различных государств.

Национальный режим — режим, при котором принимающая страна предоставляет зарубежным инвесторам по крайней мере такой же благоприятный режим, как и для национальных предпринимателей. Национальный режим стремится обеспечить конкурентное равенство между национальными и зарубежными инвесторами. Однако в законодательстве прописаны также исключения из национального режима.

Справедливый и равноправный режим режим, предлагающий критерий, с помощью которого можно оценить взаимоотношения между зарубежным инвестором и правительством принимающей страны. Но отсутствие четкого определения данного режима в международных кодексах и конвенциях затрудняет его применение. Термин в общем случае означает, что к сторонам, имеющим привилегии, относятся равно и справедливо, т.е. с учетом международного минимального стандарта для инвесторов.

Если на момент подписания соглашения для инвесторов из какой- либо третьей страны действует режим более благоприятный, чем для резидентов, то соглашением устанавливается РНБ. Эта закономерность может не соблюдаться для стран, входящих в интеграционные объединения или связанных международными договорами о льготном налогообложении.

Кроме того, в рамках режима иностранных инвестиций определяются:

принцип недискриминации, который состоит в том, что ни одна из сторон, ни один из участников процесса международного движения капитала не могут быть подвергнуты дискриминационным мерам при осуществлении деятельности, связанной с инвестированием. Под дискриминацией здесь понимается постановка в изначально менее выгодные условия или просто в условия, отличные от применяемых к иным субъектам;

принцип транспарентности (прозрачности) — режим, который требует своевременного уведомления инвесторов об изменениях в инвестиционном законодательстве принимающих стран, в том числе через публикацию или иной способ доведения информации об инвестиционном режиме, о действующем законодательстве и внесении в него изменений и дополнений, а также объяснение специфики административных процедур и практики регистрации, лицензирования и т.д.

В ряде случаев режим иностранных инвестиций определяется отдельными соглашениями о режиме иностранных инвестиций.

Кроме того, в соглашениях государства предоставляют гарантии от экспроприации инвестиций, а в случае их национализации предусматривается справедливая компенсация. В большинстве своем соглашения гарантируют инвесторам свободу репатриации прибыли и основного капитала, вводят систему страхования иностранных инвестиций от некоммерческих рисков. Часто двусторонние соглашения предусматривают, что компенсации экспортеру капитала выплачиваются страной базирования, после чего по принципу суброгации страна базирования приобретает право требовать компенсацию у страны, принявшей капитал и допустившей его утрату. Порядок разрешения споров также устанавливается двусторонними соглашениями. В ряде случаев вопросы взаимной защиты выносятся в отдельные соглашения о страховании иностранных инвестиций.

Хотя соглашения редко конкретно указывают иные меры практического характера по стимулированию инвестиций, а также регламентируют рамки государственного вмешательства, в целом прослеживается тенденция к расширению круга вопросов, регулируемых международными инвестиционными соглашениями. В частности, предлагаются новые формы международного сотрудничества, оговариваются принимаемые в деловой практике на международном уровне экологические стандарты, нормы социальной защиты местного населения. Расширение сферы охвата двусторонних соглашений, с одной стороны, способствует созданию более благоприятной среды для иностранных инвестиций, с другой — увеличивает количество норм, с которыми должны считаться участники процесса международного движения капитала. Кроме того, правительства государств должны обеспечить соответствие национального законодательства принятым международным соглашениям.

Значительными темпами растет число двусторонних соглашений второго типа об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. По данным ЮНКТАД, в 2007 г. было заключено 2730 таких соглашений.

Двойное налогообложение — одновременное обложение двумя или более налогами прибыли, активов или финансовой операции, возникшее вследствие:

  • ? принадлежности объекта налогообложения двум и более экономическим субъектам (например, налогообложение дохода в виде дивидендов совместно с налогообложением прибыли, из которой уплачиваются дивиденды);
  • ? того, что объект подлежит налогообложению в двух и более государствах, где ведет деятельность экономический субъект (например, одновременное обложение налогом прибыли иностранного инвестора на территории страны размещения его филиала (или совместного предприятия) и страны базирования капитала).

Соглашения об избежании двойного налогообложения призваны, в первую очередь, распределить доход от инвестиций между принимающей страной и страной базирования капитала. Подобные договоры, заключенные Россией, отменяют или снижают бремя двойного налогообложения путем введения специальных налоговых ставок на определенные виды доходов нерезидентов. Среди стран, с которыми Россия заключила такие соглашения, Германия, США, Великобритания, Франция, Финляндия, Канада, Испания, Швейцария, Япония, Норвегия, Дания, Ирландия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Австрия, Кипр и др. (всего более 70 государств). Все двусторонние соглашения страны для удобства резидентов и зарубежных предпринимателей принято собирать в ежегодно публикуемые сборники.

В последнее время выделяется еще один тип договоров между развитыми странами, который затрагивает вопросы обмена информацией в сфере конкурентной политики. Подобный обмен, с одной стороны, способствует выявлению потенциала дальнейшей либерализации международных инвестиций, с другой — позволяет более полно контролировать деятельность ТНК.

Источники: http://referatwork.ru/lectionbase/pravo/view/194344_mezhdunarodnye_soglasheniya_v_oblasti_inostrannyh_investiciy, http://infopedia.su/10x7c80.html, http://bstudy.net/669826/ekonomika/dvustoronnee_regulirovanie_inostrannyh_investitsiy

Комментировать
0
359 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно